ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ


Главная | Мой профиль | Выход
Суббота, 14.06.2025, 03:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Опасности

Сегодня останки затонувших судов и подводные руины подвергаются возрастающей опасности. Хотя для осуществления подводных раскопок необходимо профессиональное оборудование и высокий уровень подготовки, такого рода наследие все чаще оказывается доступным для охотников за сокровищами. Помимо того что извлеченные объекты буквально «расползаются» по всем частям мира, существует также опасность их разрушения в результате отсутствия обеспечения должной сохранности (консервации). 


Все бóльшая доступность


В 1942 г. и в 1943 г. Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг, сделавший впредь возможным для аквалангистов достигать останки затопленных судов и других объектов, расположенных на значительной глубине на дне морей и океанов. Начиная с двадцать первого века «аппараты открытого цикла» позволили ныряльшикам спускаться до глубин, достигающих 100 метров и даже больше, особенно по мере использования новых видов газовых смесей. В 1989 г. японская глубоководная подводная лодка «Синкай 6 500» смогла опуститься до глубины 6 527 метров ниже уровня моря в районе глубоководной впадины вблизи Санрику (северо-восточное побережье японского острова Хонсю). В 1995 г. непилотируемый японский батискаф «Кайко» сумел опуститься до рекордной глубины, составляющей 10 911 метров.

Все большая доступность позволяет археологам лучше понимать проблемы, связанные с подводным культурным наследием, а широкой публике – наслаждаться им. Однако это не должно приводить к разграблению и нанесению ущерба этому наследию со стороны не соблюдающих никаких правил аквалангистов, занимающихся этим ради своего удовольствия.


Угроза мародёрства и рассредоточения


Многие археологические подводные объекты подвергаются разграблению. Их эксплуатация в коммерческих целях и распродажа обнаруженных объектов напоминают о событиях столетней давности, связанных с археологическими раскопками.

За последние тридцать лет более 160 останков крупных судов подверглись эксплуатации в коммерческих целях, в результате чего было извлечено примерно 500 000 объектов, которые затем распродавались, причем корпус судна в результате этого оказывался полностью разрушенным. Однако реальные масштабы грабежа и мародёрства являются гораздо бóльшими, учитывая то обстоятельство, что безответственные дайверы наносят всё больший ущерб останкам судов и объектам. Научные исследования свидетельствуют о том, что, например, лишь незначительное меньшинство останков судов вдоль Средиземноморского побережья, находящихся на доступной для аквалангистов глубине, остается не затронутым их действиями.

Известные на весь мир останки затонувших судов, которым был нанесен ущерб или которые оказались разрушенными в результате коммерческой эксплуатации, включают такие примеры как останки голландского парусного судна «Гельдермальсен», судна «Нуэстра Синьора де Аточа», останки китайской джонки «Тэк Синг», а также знаменитого пассажирского лайнера «Титаник».

Недостаточная правовая охрана


Без достаточной правовой охраны подводные объекты могут становиться легкой добычей для охотников за сокровищами. Даже в случае наличия определенной правовой защиты недостатки и пробелы в законодательстве, а также в государственных суверенных правах позволяют охотникам за сокровищами продолжать свою деятельность и использовать артефакты в исключительно коммерческих целях в нарушение и при полном игнорировании того, какой ущерб это наносит человечеству и науке.

В свете указанного выше ЮНЕСКО взяла на себя инициативу разработки в 2001 г. Конвенции об охране подводного культурного наследия.

Строительные работы и траление


Рыболовные сети и устройства для траления в некоторых случаях могут «захватывать» объекты подводного культурного наследия. Соответственно, некоторые из его составных частей могут оказываться перемещенными или утянутыми в другое место на морском дне, нанося, таким образом, ущерб или открывая объект неизвестным опасностям. Чтобы избежать этого, устанавливаются буи и ограждения, создаются охранительные парки. Однако это возможно лишь в отношении уже идентифицированных объектов. Инфраструктурные работы, в том числе строительство и обустройство портов, драгирование, прокладка трубопроводов, а также добыча нефти и минерального сырья могут наносить ущерб подводным объектам. Именно это произошло с останками судна «Ораньенмунд» в Намибии, с останками судна «Марди Гра» вблизи побережья Луизианы; немецкими археологами были предприняты особые усилия по обеспечению охраны заграждений, установленных вокруг останков судна вблизи Грейфсвальда.</h3> И хотя такого рода ущерба во всех случаях полностью избежать нельзя, последствия по мере возможности могут быть смягчены, для чего до начала драгирования с целью проведения очистных или строительных работ обязательно должна проводиться археологическая инспекция объекта. Это уже осуществляется во многих государствах, и сотрудничество между археологическими службами и строительными компаниями доказало свою полезность и стало позитивным фактором для обеих сторон. 

Влияние окружающей среды


Находящиеся под водой археологические объекты подвергаются опасности не только в результате деятельности человека, но и в результате изменений в окружающей среде, которые вызываются землетрясениями, штормами, колебаниями температур, изменяющимися течениями или эрозией побережья. Как правило, объект, который лежит на дне моря и покрыт несколькими слоями отложений, достигает стабильного анаэробического состояния (то есть способности микроорганизмов продолжать существовать при очень низком содержании кислорода) и не подвержен воздействию света, что приводит к замедлению процессов материального разрушения под воздействием физических, химических и биологических факторов. Тем не менее, могут иметь место другие опасности.
Физические опасности. Речь идет об эрозии, абразии и задирах. Работы по созданию гаваней, строительству дамб и других инфраструктурных сооружений могут менять направление подводных течений и приводить к эрозии морского дна, обнажая подводные культурные объекты, которые ранее находились под слоем грунта. Выходящие за пределы норм волны, вызываемые подводными землетрясениями, также могут приводить к нарушению равновесия объекта, так как благодаря им удаляются отложения над объектом и объект оказывается открытым для воздействия со стороны воды или бактерий. Многие объекты оказываются открытыми для воздействия воздуха в силу изменений в уровне моря и в результате этого могут оказаться разрушенными.

Биологические угрозы. Биологическое воздействие оказывается грибками, бактериями и древоточащими моллюсками. Ущерб, наносимый бактериями, угрожает деревянным объектам в соленой морской воде, но еще больше - в пресной воде. Воздействие моллюсков семейства Teredinidae (терединит) (так называемые «свайные или корабельные черви»), являющихся вредителями древесины, представляет собой значительную биологическую опасность для деревянных элементов, погруженных в морскую воду. Этот червь может приводить к разрушению дерева в течение нескольких месяцев. В качестве примера морских зон, где этот моллюск отсутствует, можно привести Балтийское море, которое до последнего времени было свободно от Toredo, а также воды Арктики и Антарктики. Это является одной из основных причин того, почему останки судов в этих водах сохранились настолько хорошо.

Химические опасности: Химические процессы могут приводить к нарушению целостности погруженного в морскую воду археологического объекта, как, например, коррозия железа или других металлов, которая возрастает с поступлением кислорода на объект. Равным образом жизнедеятельность бактерий и их воздействие на дерево могут, в конечном итоге, приводить к образованию таких минералов как пирит, который вреден для дерева из-за содержания в нем фосфина в низкой концентрации, который вызывает гидролиз целлюлозы. Ряду крупных останков кораблей, которые были извлечены с морского дна, таким как шведский корабль-музей «Васа», затонувшее британское судно «Мери Роуз» или «Батавиа», был нанесён ущерб в результате воздействия указанных выше процессов.

Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей

Copyright MyCorp © 2025 | Бесплатный хостинг uCoz